Распространение в русской архитектуре стиля модерн
Заметные, наиболее эффектные внешне и важные в общественной жизни города постройки начала XX века возводятся в Казани по проектам известного архитектора К. Л. Мюфке36, близкого к столичной школе А. Н. Померанцева, распространявшего по всей России, в культовом и гражданском зодчестве, так называемый псевдорусский стиль. Влияние этого стиля, его узорчатая тяжеловесность ощутимы и в самом главном здании, с сооружением которого окрыленная надеждами на свое новое культурное возрождение русская Казань вступала в XX век,- в возведенном в 1900-1902 годах по проекту К. Л. Мюфке здании Казанской художественной школы (ныне 2-й корпус Казанского авиационного института на улице Карла Маркса). При всей добротности и профессиональной тщательности его внутренней планировки и наружной отделки нельзя не отметить в его облике эклектической несовместимости новых, вступающих в силу эстетических норм модерна и стилизаторских тенденций, стремления представить современный, рассчитанный на массовую аудиторию учащихся и посетителей выставок дом как некий древнерусский терем в нарядном уборе поясков, балясин, кокошников, увенчанный шлемовидным куполом-фонарем.
Как нарядные, драгоценные шкатулки, перенасыщенные декором, возводятся по проектам К. Л. Мюфке здания нынешней Республиканской библиотеки имени В. И. Ленина (1903) — бывший дом Ушаковой с декоративной лепниной, стилизованной под барокко, с великолепной ажурной решеткой углового балкона, с богатой разностильной отделкой интерьеров от живописного убранства парадной лестницы и торжественных залов, обшитых панелями из мореного дуба, до романтических «сталактитовых гротов» на верхнем этаже — и нынешнего Музея изобразительных искусств ТАССР (1906)-бывший особняк командующего Казанским военным округом Сандецкого.